+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

Февраль 2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
1. 02 фев 2016 13:16 «НОВЫЙ ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ ОТХОДОВ» Статья Директора консалтинговой компании «КИТ» Елены Шерешовец
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1. 15 фев 2016 16:15 Штраф за нераскрытие информации и нарушение лицензионных требований Статья Е.В. Шерешовец, директора компании «КИТ», члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
      

Напишите нам

Заключение Фонда «Институт экономики города»

Заключение

Фонда «Институт экономики города» по запросу председателя Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы, руководителя Федерального партийного проекта «Народный контроль» и председателя Правления Саморегулируемой организации некоммерческое партнёрство управляющих организаций Московской области

При проведении в Московской области лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами возникли вопросы в отношении правомерности:

  • задержки выдачи лицензий после принятия лицензионными комиссиями решений о предоставлении лицензии;

  • задержки внесения сведений о многоквартирном доме,

  • назначения органами местного самоуправления временных управляющих организаций для управления многоквартирными домами вместо управляющих организаций, которым на 1 мая 2015 г. не предоставлены лицензии или которым отказано в предоставлении лицензии;

  • управления «временными» управляющими организациями многоквартирными домами без заключения договоров управления многоквартирным домом с собственников помещений в таких домах и другие вопросы.

В соответствии с частью 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче:

  • орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо;

  • в течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления,

  • а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации

  • и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

При этом, в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 февраля 2015 г. № 4745-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» правомерно указывается, что в случае, когда управляющей организации отказано в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, перечисленным в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 193 ЖК РФ:

  • орган государственного жилищного надзора в течение одного рабочего дня с момента оформления решения об отказе в выдаче лицензии информирует орган местного самоуправления;

  • орган местного самоуправления

    • в трехдневный срок с момента получения сообщения органа ГЖН организует размещение данной информации для собственников в местах, удобных для ознакомления (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

    • организует взаимодействие с советом МКД и оказывает методологическую и информационную поддержку в целях организации в течение 15 дней общего собрания для принятия решения о расторжении договора управления и (или) выборе иного способа управления.

В письме специально указывается, что «при этом до момента реализации принятого общим собранием решения управление многоквартирным домом осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ». Таким образом, Минстрой России рекомендует применять по аналогии (ст. 7 ЖК РФ) порядок, установленный частью 3 статьи 200 ЖК РФ, который заключается в том, что управляющая организация, которой было отказано в получении лицензии по аналогии с действиями лицензиата, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 ЖК РФ, обязана надлежащим образом продолжать исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива».

Таким образом, рекомендации Минстроя России были направлены на сохранение непрерывного управления многоквартирными домами управляющей организацией, которые на момент принятия решения об отказе в выдаче лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям, до момента реализации способа управления многоквартирным домом с учетом вступления в действия требования ЖК РФ и Федерального закона № 255-ФЗ о том, что с 1 мая 2015 г. деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление.

В связи с полной идентичностью ситуации (отсутствие на руках лицензии) данные рекомендации Минстроя России распространяются и на управляющие организации, которым не было отказано в получении лицензии, но которые не получили лицензии до 1 мая 2015 г. независимо от причин.

При этом, требует дополнительного изучения и анализа:

  1. своевременности выполнения органами местного самоуправления своей обязанности по уведомлению собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющей организацией, которая не обратились с заявлением о предоставлении лицензии или которой отказано в предоставлении лицензии, о данных фактах. Представляется, что проверка выполнения таких обязательных требований должна быть проведена органом государственного жилищного надзора по заявлениям заинтересованных граждан. Данные факты могут быть выборочно проверены по инициативе представителей лицензионной комиссии, общественного жилищного контроля и Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы;

  2. своевременности, качества и полноты выполнения органами местного самоуправления своей обязанности по созыву общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах на территории муниципального образований Московской области для решения вопроса о выборе способа управления. Представляется, что проверка выполнения таких обязательных требований должна быть проведена органом государственного жилищного надзора по заявлениям заинтересованных граждан. Данные факты также могут быть выборочно проверены по инициативе представителей лицензионной комиссии, общественного жилищного контроля и Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы;

  3. причины невыдачи органом государственного жилищного надзора области лицензий управляющим организациям, решение о предоставлении лицензий которым были приняты лицензионной комиссией в апреле 2015 г. Представляется, что такой анализ целесообразно провести совместно представителям лицензионной комиссии, общественного жилищного контроля и Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы.

При реализации по аналогии положений части 3 ст. 200 ЖК РФ следует учитывать, что основанием управления многоквартирным домом управляющей организацией, которая на 1 мая 2015 г. не имела лицензии на осуществление данного вида деятельности, является требование федерального закона, а не ранее заключенный договор управления многоквартирным домом.

Никаких разрешений на продолжение управление многоквартирными домами управляющими организациями, которые на 1 мая 2015 г. не имеют лицензий на осуществление данного вида деятельности, ни от органа государственного жилищного надзора, ни от органов местного самоуправления не требуется в силу прямого указания нормы ст. 7 ЖК РФ: «в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».

Управляющие организации, которые на 1 мая 2015 г. не имеют лицензии на осуществление данного вида деятельности и продолжают управлять многоквартирными домами, до наступления обстоятельств, которые указаны в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ:

  • обязаны продолжать исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

  • обязаны начислять плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы, принимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываться со своими контрагентами (подрядными и ресурсоснабжающими организациями).

  • не должны передавать никому техническую документацию на многоквартирный дом.

Под указанным в п. 1 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ моментом возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса следует понимать наступление срока, который:

  • указан в договоре управления многоквартирным домом;

  • отсчитывается в пределах 30 дней со дня, когда проект договора управления многоквартирным домом подписан тем собственником помещения в многоквартирном доме, при учете количества голосов которого общее количество голосов собственников помещений в данном доме, подписавших этот договор, становится больше пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

До момента возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ обязательств по управлению многоквартирным домом ни одна управляющая организация, выбранная на общем собрании или являющаяся победителем открытого конкурса не имела правовых оснований:

  • требовать передачи технической документации;

  • приступить к управлению многоквартирным домом;

  • выполнять услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

  • предоставлять коммунальные услуги;

  • начислять платежи, готовить и доставлять платежные документы и принимать плату за жилое помещение и коммунальных услуги.

В случае, если управляющая организация, которая на 1 мая 2015 г. не имела лицензии на осуществление данного вида деятельности и продолжает управлять многоквартирным домом,

  • получила лицензию,

  • в отношении нее общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме приняло решение о ее выборе и заключении с ней договора управления многоквартирным домом

  • подписала с собственниками помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом требуемым количеством собственников до проведения органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ открытого конкурса по отбору управляющей организации

то в соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75, конкурс не проводится. Данная норма применяется с учетом решения Верховного Суда РФ от 10 августа 2009 г. № ГКПИ09-830, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 октября 2009 г. № КАС09-447.

В случае, если органом местного самоуправления проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, то выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме управляющая организация может приступить к управления многоквартирным домом в соответствии с ч. 81 ст. 162 ЖК РФ («собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом»). Но, как говорилось выше, до возникновения обязательств по договор управления многоквартирным домом в соответствии с ч. 7 ст. 162 ЖК РФ у управляющей организации, победившей в конкурсе, таким домом продолжает управлять управляющая организация, которая на 1 мая 2015 г. не имела лицензии на осуществление данного вида деятельности и которая продолжает управлять таким домом.

В отношении назначения органами местного самоуправления Московской области «временных» управляющих организаций необходимо указать следующее:

Органы местного самоуправления отдельных муниципальных образований опираясь на положения письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 апреля 2015 г. № 12258-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»:

установили местный уровень реагирования на «чрезвычайную ситуацию» (п. 3 ст. 41 ФЗ № 68-ФЗ) и определили «временные» организации, имеющие лицензии на управление многоквартирными домами, отвечать за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на период проведения открытого конкурса. При этом такие органы местного самоуправления основывали свои решения и действия на положениях Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

определили «временные» управляющие организации «как муниципальную преференцию», которой в соответствии с пп. 20 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является предоставление органом местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав.

Оба указанных реализуемых варианта представляются незаконными.

Во-первых, письма федеральных органов исполнительной власти не имеют нормативного характера. Согласно Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (пункт 2), «нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Во-вторых, вопросы отношения по поводу управления многоквартирными домами являются предметом регулирования жилищным законодательством (п. 8 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ). Этому посвящены разделы V, VI, VII, VIII и X ЖК РФ. А согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» «впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону».

В-третьих, в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 апреля 2015 г. № 12258-АЧ/04 даны предложения для ситуации, «при которой управляющая организация перестала осуществлять управление многоквартирным домом». Но на практике органы местного самоуправления предпринимали действия по понуждению управляющих организаций перестать управлять многоквартирными домами. Даже это положение небезупречного письма Минстроя органы местного самоуправления в большом количестве случаев проигнорировали. Рекомендации не касались случаев, когда управляющей организацией, не получившие на 1 мая 2015 г. лицензии, продолжали обоснованно управлять многоквартирном доме в соответствии соч. 3 ст. 200 ЖК РФ, применяемой по аналогии.

Незаконность действий и решений органов местного самоуправления в отношении назначения «временных» управляющей организацией заключается в следующем:

Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 30.04.2015 г. № 2/16 внесены изменения и дополнения в решение Совета депутатов городского поселения Одинцово от 14.11.2014 г. № 3/4 «О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», согласно которым указанное решение о бюджете дополнено пунктом 21 следующего содержания: «Предоставить муниципальные преференции в виде права без проведения конкурса осуществлять – до 31.12.2015 года управление многоквартирными домами организациям согласно приложения № 1 к настоящему решению…».

Согласно п. 20 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

«20) государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем

  • передачи

    • государственного или муниципального имущества,

    • иных объектов гражданских прав

либо путем

  • предоставления

    • имущественных льгот,

    • государственных или муниципальных гарантий».

Способ предоставления муниципальной преференции в г. Одинцово в перечне п. 20 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не предусмотрен. А эта норма содержит закрытый перечень способов предоставления муниципальных преференций. Включить «право без проведения конкурса осуществлять до 31.12.2015 года управление многоквартирными домами» в состав указанных в перечне п. 20 ст. 3 Федерального закона «О защите конкуренции» способов – невозможно.

Применительно к деятельности по управлению многоквартирными домами органы местного самоуправления «временным» управляющим организациям никакого муниципального имущества не передавали. По крайней мере, таким имуществом не может считаться многоквартирный дом. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Органы местного самоуправления не могут передавать то, что ему не принадлежит. Даже если муниципальному образованию принадлежит в многоквартирном доме несколько помещений и соответствующая им доля в общем имуществе в многоквартирном доме, то у органов местного самоуправления нет права принимать единоличное решение об управлении таким многоквартирным домом как о муниципальной преференции. Ведь все собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 8) признаются и защищаются равным образом. Не может же такое решение о передаче многоквартирного дома в управление назначенному им лицу принять любой другой собственник. А Федеральный закон «О защите конкуренции» на рассматриваемый случай не распространяется. Об этом свидетельствует многолетняя правоприменительная практика территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

Передача во временное управление многоквартирного дома не может считаться «передачей иных объектов гражданских прав». Ни каких имущественных льгот, которые имеют право предоставлять органы местного самоуправления, никакие муниципальные гарантии «временным» управляющим организациям не передаются.

Частью 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен конкретный (закрытый) перечень целей, в которых могут быть предоставлены муниципальные преференции на основании правовых актов органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации. Такие преференции предоставляются в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Назначение органом местного самоуправления «временной» управляющей организацией для управления многоквартирным домом
(в частности, …«в виде права без проведения конкурса осуществлять временное управление многоквартирными домами», …«в исключительном случае - для предотвращения чрезвычайных ситуаций и обеспечения собственникам безопасных условий проживания») не подходит ни под одну из установленных целей. Нормативные правовые акты, которые устанавливают цель предоставления муниципальной преференции для предотвращения чрезвычайных ситуаций, возможного ущерба здоровью людей, значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей не существуют.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» «государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется …на основании …нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя».

Но в решении Совета депутатов городского поселения Одинцово от 14.11.2014 г. № 3/4 «О бюджете городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 30.04.2015 г. № 2/16) отсутствует порядок определения размера государственной или муниципальной преференции для ее предоставления конкретному получателю. То есть, налицо действие, нацеленное на то, чтобы уйти от необходимости получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Выполнение органов местного самоуправления требований Федерального закона «О защите конкуренции» целесообразно проверить во всех муниципальному образованию, в которых органов местного самоуправления предоставляли муниципальные преференции для «временных» управляющих организаций. Представляется. что такая проверка должна проводиться по инициативе по инициативе представителей лицензионной комиссии, общественного жилищного контроля и Комитета по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Московской областной Думы и других заинтересованных лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате

  • аварии,

  • опасного природного явления,

  • катастрофы,

  • стихийного или иного бедствия,

которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

То есть, при чрезвычайной ситуации авария, катастрофа, опасное природное явление, стихийное или иное бедствие уже должно произойти и необходимо квалифицировать могут повлечь или повлекли они вредные последствия. В письме Минстроя России в качестве основания признания ситуации чрезвычайной указывается только предположение, что вредные последствия могут наступить. А это искажение норм Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данное нарушение проявляется во всех муниципальных образованиях, в которых использовалось это основание назначения «временных» управляющих организаций.

Непонятно, под какое основание из указанных в статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ определении понятия «чрезвычайная ситуация» подведено «оставление многоквартирном доме без управления». Органы местного самоуправления неправомерно устанавливали местный уровень реагирования при отсутствии аварий, катастроф и только из гипотетического предположения о том, что они могли произойти.

Согласно статье 11 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливающей полномочия местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления самостоятельно:

осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (подпункт «в»);

осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «г»);

создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «д»);

устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 41 Федерального закона № 68-ФЗ (подпункт «к»).

По имеющейся информации, местное финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций повсеместно отсутствовало. «Временным» управляющим организациям предлагалось управлять многоквартирными домами за счет платы собственников и нанимателей жилых помещений. Естественно, ликвидация ЧС в многоквартирном доме не может финансироваться за счет платежей собственников и нанимателей. По имеющейся информации, никакие резервы финансовых и материальных ресурсовдля ликвидации псевдо чрезвычайных ситуаций не создавались и не использовались.

Согласно части 8 статье 41 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима чрезвычайных ситуаций в зависимости от последствий чрезвычайных ситуаций, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС сил и средств …устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования - решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения.

Совершенно непонятно, почему решение о введении чрезвычайной ситуации («чрезвычайной» в понимании органов местного самоуправления) в отдельном многоквартирном доме принимается главой администрации муниципального образования?

Представляется, что все решения органов местного самоуправления, которыми со ссылкой на Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для управления многоквартирными домами назначались «временные» управляющие организации приняты с нарушением данных законов и  содержат признаки нарушения норм жилищного законодательства.

В соответствии с частями 1 – 3 статьи 198 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат:

  • размещаются лицензиатом на официальном федеральном сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), который предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731, в течение трех рабочих дней со дня заключения (прекращения, расторжения) договора управления многоквартирным домом;

  • направляются лицензиатом в орган государственного жилищного надзора;

  • изменяются органом государственного жилищного надзора - после получения от лицензиата сведений о заключении (прекращении, расторжении) договора управления многоквартирным домом в реестре лицензий субъекта Российской Федерации

    • до 30 июня 2015 г. - в течение трех дней со дня получения указанных сведений;

    • с 30 июня 2015 г. - в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно части 4 статьи 198 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ.

Необходимо отметить следующее:

  • если договор управления многоквартирном доме не подписан собственниками помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 1 или 11 ст. 162 ЖК РФ лицензиат не может:

    •  приступить к выполнению договора управления многоквартирным домом (отсутствует правовое основание управления домом);

    • размещать на официальном федеральном сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru) сведения о таком многоквартирном доме, как о доме, которым он управляет (управлять таким домом управляющей организацией права еще не имеет);

    • направлять в орган государственного жилищного надзора информацию о заключении такого договора (договор еще не заключен);

  • на 1 июля 2015 г. порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Минстроем России не утвержден. Однако это не может служить основанием для задержки выполнения органом государственного жилищного надзора таких действий без уважительных причин. Имеющиеся в Московской области случаи задержек отражения органом государственного жилищного надзора в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, требуют отдельного анализа с учетом того, что до 30 июня 2015 г. такие сведения должны были отражаться в реестре лицензий в течение трех дней со дня получения органом государственного жилищного надзора сведений от лицензиата, а с 30 июня 2015 г. в порядке и сроки, установленными Минстроем России;

  • орган государственного жилищного надзора отражает в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, не на основании протокола общего собрание собственников помещений в многоквартирном доме, полученного от управляющей организации (установленная ч. 11 ст. 46 ЖК РФ обязанность направления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме органу государственного жилищного надзора возникает управляющей организации с 30 августа 2015 г.), а на основании направленных лицензиатом органу государственного жилищного надзора сведений об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением (прекращением, расторжением) договора управления многоквартирным домом;

  • ЖК РФ не устанавливает необходимости проверки органом государственного жилищного надзора сведений об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Выдача органом государственного жилищного надзора лицензии осуществляется на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Получение лицензии является основанием для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Не получив лицензию управляющая организация с 1 мая 2015 г. не может заключить договор управления многоквартирным домом. Поэтому задержка выдачи органом государственного жилищного надзора лицензии:

  • нарушает права управляющих организаций на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

  • ограничивает права собственников помещений в многоквартирном доме осуществлять выбор управляющих организаций;

  • может привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, выдача лицензии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О  лицензировании отдельных видов деятельности».

1) принятие решения;

Согласно п. 10  Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, принятие лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Федерального закона «О  лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений статей 194 и 201 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

В частях 3 – 5 ст. 14 Федерального закона «О  лицензировании отдельных видов деятельности» установлена следующая процедура и сроки выдачи лицензии:

  • в случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением);

  • приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируются в реестре лицензий;

  • в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона «О  лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии оформляются на бланках, являющихся документами строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (типовой форме). В связи с тем, что количество управляющих организаций, действующих на территории Московской области, известно, отсутствие бланков не может являться уважительной причиной для нарушения установленного срока выдачи лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В целом, в связи с разнообразием практики назначения во время переходного периода управляющих организаций с игнорированием норм жилищного законодательства требуется более детальное изучение в муниципальных образованиях Московской области всех особенностей и разновидностей нарушений.

Решения, принятые на местах в случаях выявления нарушений должны подлежать отмене в установленном порядке. Нарушенные права собственников помещений в многоквартирных домах и отдельных субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами должны быть защищены.


Вернуться к списку статей >>