+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

«НОВЫЙ ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ВЫВОЗУ ОТХОДОВ»

Проблемы вывоза и утилизации мусора признаны во всем мире очень актуальными и требующими новых инновационных решений. В нашей стране вопросы стихийных свалок носят характер катастрофы. По данным отчета Международной финансовой корпорации (IFC, группа Всемирного банка), составленного в 2012 г. более 80% полигонов уже исчерпали срок своей службы, до 30% мощностей по захоронению не удовлетворяют текущим санитарным стандартам. При этом по регионам отсутствует единая судебная практика по назначению ответственного лица за своевременный и качественный вывоз мусора, что сделало неэффективной систему наказаний.

В декабре 2014 года был принят Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», основные положения которого вступят в силу с начала 2016 года. Какие же изменения нас ждут?

Во-первых, услуга по вывозу мусора выводится из состава работ по техническому обслуживанию и становится коммунальной услугой.

Вместо услуги «вывоз твердых бытовых отходов» появляется новый термин «вывоз твердых коммунальных отходов» — отходов, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. К сожалению, по прежнему остался пробел в отношении жидких отходов (отходы, образовавшиеся в домах, не оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией и хранящиеся в сливных (выгребных) ямах) и таких отходов, как, например, листва или спиленные деревья, поэтому может встать вопрос с оплатой услуг по вывозу таких неучтенных отходов.

Поскольку услуга становится коммунальной, размер платы с 1 января 2016 года будет начисляться не с квадратного метра, а с количества проживающих. Здесь кроется огромный вопрос – как выявить фактическое потребление при проживании граждан без временной регистрации? В отличие от других коммунальных услуг, на услугу по вывозу мусора невозможно поставить прибор учета. Единственным выходом может стать внесение изменений в Правила предоставления коммунальных услуг по процедуре актирования временных проживающих. Необходимо установить, что на основании составленного акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, управляющая компания либо ТСЖ вправе производить начисления.

Что касается установления цены – она будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые будут утверждаться уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Разработан проект Постановления по ценообразованию в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 с 01.01.2016 утратит силу). Регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

?  единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

?  тарифы на обработку твердых коммунальных отходов, на их обезвреживание и захоронение.

Цены на услуги, оказываемые регулируемыми организациями в сфере обращения с ТКО, определяются по соглашению сторон, но не выше предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области регулирования тарифов.

Тарифы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами могут устанавливаться дифференцировано по категориям (группам) потребителей, в том числе проживающих в индивидуальных и многоквартирных домах, муниципальным образованиям, технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

Во-вторых, если раньше единый технологический процесс был разбит между несколькими лицами (транспортировкой, утилизацией, захоронением могли заниматься совершенно разные организации), теперь законодатель решил передать весь процесс в одни руки. Для этого в каждом регионе с 1 января 2016 года субъектом РФ должен быть выбран региональный оператор по вывозу мусора. Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию во всех субъектах РФ региональных программ в области обращения с отходами сроком на десять лет.

Согласно статье 1 Закона №458-ФЗ региональный оператор является лицом, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Абсолютно все потребители с 1 января 2016 года должны будут заключить договоры об оказании услуг в области обращения с отходами с региональными операторами (ст. 12 указанного закона). В силу статьи 161 Жилищного Кодекса РФ договор на вывоз мусора будет публичным и заключение такого договора с региональным оператором будет обязательным для управляющих организаций и ТСЖ. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правительством РФ будет утверждена типовая форма такого договора. В случае, если на доме выбрана и реализована непосредственная форма управления – договор будет заключаться напрямую между региональным оператором по вывозу мусора и собственниками помещений в многоквартирном доме.

При такой договорной схеме управляющая организация и ТСЖ/ЖСК обязаны вести работу по сбору платы за услугу по вывозу мусора, а также работу с неплательщиками. В силу подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 управление МКД должно обеспечивать организацию и осуществление расчетов за услуги ЖКУ, в том числе начисление платежей, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД ведение претензионной и исковой работы с должниками. 

Вместе с тем, сейчас разрабатывается новый вариант оплаты коммунальных услуг – напрямую от собственников в ресурсоснабжающую организацию. Поскольку вывоз мусора причислен к коммунальным услугам, вполне возможно, что изменения коснуться и данных правоотношений.

В-третьих, внесены изменения в систему правового регулирования сферы обращения с отходами. Ранее, согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Но уже с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения, в соответствии с которыми лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Принято Постановление Правительства от 3 октября 2015 года №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV
классов опасности», которое утверждает:

?  перечень работ, составляющих лицензируемый вид деятельности;

?  лицензирующий орган - Росприроднадзор;

?  лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и лицензиату на основании требований федеральных законов «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»;

?  перечень грубых нарушений лицензионных требований;

?  перечень документов, прилагаемых соискателем лицензии к заявлению о предоставлении лицензии;

?  перечень сведений, необходимых для переоформления лицензии в случае намерения лицензиата заниматься лицензируемой деятельностью по адресу, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на неё до 1 января 2016 года. При этом лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют своё действие до 1 января 2019 года.

Вместе с тем вступивший в силу закон не решил ряд проблемных  вопросов.

При заключении договора с региональным оператором главным вопросом будет определение точки поставки коммунального ресурса и границы эксплуатационной ответственности. На сегодня такие границы определены для каждого ресурса в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Логика законодателя основывается на том, что каждая сторона должна принять в обслуживание то, что находится в ее собственности, стоит на ее балансе. Например, из пунктов 5, 6 и 7 Правил содержания общего имущества следует, что внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учета включаются в состав общего имущества собственников помещений, а значит, обслуживаются управляющей организацией, все остальное берет на себя поставщик услуги.

Но в случае с вывозом мусора такая логика дает сбой. Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги от контейнерной площадки. Содержание контейнерных площадок, бункеров-накопителей возлагается на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которым соответствующие объекты принадлежат на праве собственности, аренды или ином вещевом праве, либо в управлении которых они находятся. Но в большинстве регионов контейнерные площадки не являются ни общим имуществом собственников помещений, ни имуществом муниципалитетов. Для того, чтобы оформить контейнерные площадки как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме необходимо иметь сформированный земельный участок и решение собрания (пункты 1-10 Правил содержания от 13.08.2006 № 491 и статьи 30, 36, 40-вые, 161, 162 Жилищного Кодекса РФ). Таким образом, по каждому МКД органы местного самоуправления должны определить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу дома. Если этого не сделано, муниципалитетам необходимо в срочном порядке, до 01.01.2016 года, оформить право собственности контейнерными площадками на себя и передать обслуживание региональному оператору. В противном случае, управляющие компании и ТСЖ могут отказаться от обслуживания контейнерных площадок из-за отсутствия средств (ведь деньги за вывоз мусора в полном объеме будут уходить региональному оператору).

Еще одним нерешенным вопросом остается определение параметров качества услуги по вывозу мусора. В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ №354 исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором. В свою очередь, потребитель коммунальных услуг имеет право требовать уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней), а также возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. При этом, на сегодня не проработаны никакие параметры оценки качества оказания услуги по вывозу мусора, что, в свою очередь, может ограничить потребителя в его правах.

В заключении остается сказать, что все нерешенные вопросы должны найти место в Постановлениях Правительства об оказании коммунальных услуг и содержании общего имущества. Хочется выразить надежду, что интересы управляющих организаций и ТСЖ будут учтены.

Директор консалтинговой компании «КИТ»

Шерешовец Елена

www.kit-gkh.ru


Вернуться к списку статей >>