+7 (495) 285-63-53

143909, РФ, Московская область,г. Балашиха, ул. Звездная, д.7Б

В ОНФ считают, что частные инвестиции в ЖКХ привлекаются недостаточно эффективно

По мнению экспертов Центра ОНФ, существенно изношенной инфраструктуре коммунального хозяйства требуется глубокая модернизация с привлечением средств частных инвесторов. А для этого необходимо создавать понятные правила игры.

В майском указе президента РФ «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества ЖКУ» было дано поручение обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для проведения модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства. Однако, как отмечают эксперты, ни один финансист не будет вкладывать средства в ЖКХ при ежегодно меняющихся тарифах, когда нет понимания, каким образом можно вернуть вложенный капитал.

Для того чтобы был стимул делать вложения, правительство в прошлом году приняло решение о поэтапном переходе на долгосрочное тарифное регулирование (не менее чем на три года) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Однако, судя по данным ФСТ, подавляющее большинство ресурсоснабжающих организаций по-прежнему не используют долгосрочные тарифы в своей деятельности. Так, по состоянию на 2015 год всего было принято 5730 долгосрочных тарифных решений, из них в сфере теплоснабжения – 3201 (19,1% от их общего числа), в сфере водоснабжения – 1509 (10,4% от общего числа), в сфере водоотведения – 1020 (13,4% от общего числа). 

Дело в том, что постановление правительства не обязывает РСО вводить долгосрочные тарифы, а лишь предоставляет им право их применять. Это правило станет обязательным к 2016 г. Кроме того, столь низкие показатели связаны с плачевным состоянием инфраструктуры, которая требует постоянных вложений. В результате необходимость поддерживать в рабочем состоянии устаревшее оборудование и изношенные коммуникации приводит к росту тарифов.

Привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, подразумевает передачу неэффективных коммунальных предприятий в концессию на конкурсной основе. Из правительственного отчета следует, что процесс идет по нарастающей. Всего на территории РФ начиная с 2007 г. были заключены 442 концессионных соглашения. В частности, по данным регионов, в 2013 г. в сфере ЖКХ были заключены 105 концессионных соглашений, в 2014 г. – 112, а в первом квартале 2015 г. – 14. В настоящее время объявлены более 500 конкурсов на право заключения соглашений в отношении объектов ЖКХ.

При этом в отчете правительства нет данных об объеме привлекаемых инвестиций и доле неэффективных предприятий коммунального комплекса, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые переходят в руки частных инвесторов.

В настоящий момент у Минстроя нет понимания об объеме частных инвестиций, которые требуется привлечь для исправления ситуации в ЖКХ. Для этого недостаточно одного перечня муниципальных унитарных предприятий, признанных неэффективными. Необходима оценка их стоимости и четкое представление о том, сколько конкретно средств на их модернизацию требуется, – Николай Николаев, директор Центра «Народная экспертиза» ОНФ.

Источник: ЖКХ Контроль




Вернуться к списку новостей >>